12Июн
2017
0

Детский стресс: причины, управление, снятие


И специалисты, и родители бьют тревогу: все больше детей страдают бронхиальной астмой и сахарным диабетом, заболеваниями желудочно-кишечного тракта и желчного пузыря, болезнями мочевыводящих путей, расстройствами со стороны сердечно-сосудистой системы, нейродермитом и многим другим.

ДЕТСКИЙ СТРЕСС И ЕГО ПРИЧИНЫ

Все это – заболевания, возникновение и развитие которых напрямую связано как с соматическими (то есть телесными), так и с психологическими нарушениями. И соответственно, «пусковым моментом» для них являются периоды высокого стрессового напряжения, резкие перемены, психотравмирующие события, происходящие в жизни ребенка. К таким событиям можно отнести появление на свет братика или сестрички; переезд, смерть, тяжелую болезнь близкого человека или домашнего питомца; изменение условий обучения (начало учебы в школе, смена класса, переход на новую ступень и т.д.); развод или конфликты родителей; автомобильную аварию; другие катастрофические события.

«Все, что нас не убивает, делает нас сильнее» – красивая фраза, но вряд ли она применима к детям. Чрезмерные психологические нагрузки ломают, калечат детей, затормаживают их развитие. С другой стороны, изнеживающее воспитание, защита от переживаний и трудностей тоже приводят к своеобразной «личностной инвалидизации». Как же быть? Как помочь деткам расти здоровыми и счастливыми, активными и самостоятельными?

УПРАВЛЕНИЕ ДЕТСКИМ СТРЕССОМ

Прежде всего, надо очень внимательно слушать ребенка, наблюдать за ним – особенно в тяжелые для него периоды жизни. Необычно беспомощное и пассивное поведение, тревожная привязанность к взрослому (цепляется, отказывается остаться даже ненадолго один), возврат на пройденные уже этапы развития (сосание пальца, энурез, лепетная речь), расстройства сна и аппетита, жалобы на головную боль, боли в животе – все это может быть симптомами психологической травмы, утраты чувства безопасности у ребенка. Если эти симптомы продолжаются более 2-х недель – надо обращаться к специалистам. Но часто на ранних этапах родители вполне могут помочь ребенку сами, без лекарств и медицинских процедур с помощью
предлагаемых упражнений. Их можно выполнять со своими детьми, когда они устали или заболели, напряжены или беспокойны. Даже без выяснения причин стресса у ребенка они помогут существенно облегчить состояние, помочь расслабиться, почувствовать свое тело, снять «зажимы», вызванные негативными переживаниями. Основными компонентами этих упражнений являются прикосновение, слово и образ. Все три компонента, конечно же, должны базироваться на любви и заботливом отношении.

УПРАВЛЕНИЕ ДЕТСКИМ СТРЕССОМ: ПРИКОСНОВЕНИЕ

Прикосновение – это не просто поверхностное физическое касание участка кожи. Нередко оно оказывает на человека сильное эмоциональное воздействие. В коже человека расположено около пяти миллионов тактильных рецепторов. Вся информация о разнообразных прикосновениях поступает в головной мозг человека и влияет на его сигналы разным системам организма. Дружеская ладонь на плече может нормализовать кровяное давление. Если вы попросите близкого человека положить легко одну ладонь вам на лоб, а другую – на шею, под подбородок, то через несколько минут почувствуете, что избавились от сильной усталости или стресса. Любящее прикосновение стимулирует повышенный выброс в организм эндорфинов – естественных обезболивающих средств, «гормонов удовольствия». Поэтому, когда мать обнимает плачущего ребенка, ободравшего коленку, обещая, что боль скоро утихнет, его боль действительно утихает. Непрерывное длительное поглаживание может дать еще больший эффект. Массаж способен улучшить лимфообращение, а следовательно, и работу иммунной системы организма и снизить уровень так называемых «гормонов стресса». Руки любящего родителя, знающего даже немного приемов, могут принести гораздо больше пользы, чем руки знающей, но формально относящейся к своей работе массажистки.

УПРАВЛЕНИЕ ДЕТСКИМ СТРЕССОМ: «ТОПОЛИНЫЙ ПУХ»

Итак, упражнение «Тополиный пух». Пусть ваш ребенок лежит в удобной для него позе. Включите спокойную негромкую музыку и предложите ему поиграть в необычную игру. Начните с мягких, нежных, медленных прикосновений к телу. Пусть ваши прикосновения будут хаотичными. Прикоснитесь к голове, затем к пяточке. Пока одна ладонь лежит на теле ребенка, другая плавно переносится на новое место, например на локоточек, а затем на животик. Избегайте в начале упражнения прикосновений к участкам тела, где ребенок может почувствовать щекотку (это свидетельствует о наличии напряжения, недостаточном расслаблении. В расслабленном состоянии прикосновения не будут щекотными для ребенка). Продолжительность упражнения – от 3 до 15 минут, в зависимости от вашего состояния и реакции ребенка. Успешность и действенность этого упражнения зависит от соблюдения следующих правил.

— Не суетитесь. Любые прикосновения, любые взаимодействия с телом должны быть спокойными, умиротворенными.

— Все прикосновения должны быть минимальными по силе и амплитуде (как прикосновения пушинок).

— Очень важна ваша внутренняя готовность. У вас должны быть не только нежные теплые руки, но и спокойное уравновешенное состояние. Вы – одно целое с ребенком, который чутко реагирует на малейшие изменения вашего настроения. Будьте сконцентрированы на том, что делаете, – только тогда эффект упражнения будет максимальным.

УПРАВЛЕНИЕ ДЕТСКИМ СТРЕССОМ: СЛОВО

Не только прикосновения матери, но и ее ласковые слова способны облегчить боль, снять напряжение, улучшить настроение и самочувствие ребенка. Поэтому я предлагаю вам вместе с прикосновениями что-либо рассказывать ребенку (небольшой метафорический рассказ с приятными, помогающими образами). Мозг ребенка, как и взрослого, в состоянии расслабления подсознательно впитывает в себя смысл позитивных утверждений и меняет стереотипы нашего поведения. И здесь не нужно заучивать каких-либо специальных релаксационных текстов. На ребенка окажет большее воздействие не заготовленный текст, а мамины (папины, бабушкины) слова, произнесенные с любовью.

Упражнение «Путешествие в лодочке (по лесу, к морю и т.д.)& raquo;. Расскажите своему ребенку, например, как он плывет по маленькой речушке в лодочке, как водичка мягко покачивает его, а стоящие по берегам тополя роняют теплый пух. Если у ребенка аллергия или астма, то вместо метафоры «тополиный пух» используйте «лучики солнца». При повышенной температуре помогает метафора «прохладных капелек воды» или «мягких снежинок». Впрочем, я думаю, что ваша фантазия сама подскажет, какая метафора подойдет больше всего.

УПРАВЛЕНИЕ ДЕТСКИМ СТРЕССОМ: ОБРАЗ

Прикосновение и слово вызывают в сознании образ. У людей с развитой фантазией, когда они представляют, например, ситуацию угрозы, может наблюдаться учащение пульса, сбои в дыхании, повышение кровяного давления, выделение пота. Положительный образ способен помочь организму эффективнее лекарств. На том, что между образом, возникающим у человека, и его органическим состоянием существует связь, базируются многие психотерапевтические воздействия. Трансформировав, изменив образ, психотерапевт может не только избавить пациента от боли, навязчивых мыслей, но и вывести его из депрессии, помочь сохранить душевное равновесие.

На этом принципе – единства прикосновения, слова и образа – базируется эмоциональная стабильность детей. Они получают возможность стать сильнее, свободнее и радостнее, а мамы –спокойнее за их здоровье и благополучие.

Ольга ГОЛОВНЕВА, практический психолог «Семейного Центра Юлии Гусаковской-Старовойтовой»

 

Комментарии

- Ответить