12Июн
2017
0

Как научить ребенка общаться


Моему сыну 5,5 лет. Ходил в садик с 2,5 до 4,5 лет. Потом пришлось забрать по причине болезней. Сейчас он дома с бабушкой, ходит на развивающие занятия. Помню, что в садике он не особо дружил с кем-то. Были какие-то ребята, наверное, самые заметные и яркие, которых до сих пор вспоминает и на улице узнает. Но я сама видела, что, когда приводила его в группу, он шел в уголок, брал книжки и смотрел их, а не бежал играть в общую компанию. Сейчас ситуация такая: где-то на площадке начинает с кем-то играть (он вообще очень контактный). Пока играют вдвоем – все отлично, как только к компании присоединяется кто-то третий (четвертый, пятый…) вся компания начинает «дружить» против моего сына. Я не знаю, почему это происходит, в какой момент, что служит толчком, как-то все поневоле происходит. Причем мой сын не агрессивный, не злой, не старается кого-то «строить». А его начинают обзывать, убегать от него, подкалывать и т.п. Он этого не понимает пока, считает, что это игра, и продолжает «играть». Особенно тянется к детям постарше. А им вообще не нужен «малявка», и они его постоянно гонят, подшучивают над ним. Хорошо с одной стороны, что такое отношение его не ранит, но ведь и друзей у него нет. Приходя в компанию, он пытается завоевать чье-то внимание, но у него не получается, и он остается как-то в стороне. Еще он никогда не участвует в общих играх, хороводах, песнях и т.п. Никакой массовик-затейник его на это не подвигнет. Меня все это очень беспокоит. Как мне себя вести в этой ситуации и надо ли вообще об этом беспокоиться, или пусть сам учится общаться в социуме?
Анна, Бобруйск

Конечно, надо учить ребенка общаться в социуме. Вопрос – как и чему… Возможно, ваш необщительный «книжный» мальчик – просто другой. И все, что вы можете сделать в этом случае, – беречь ваш личный контакт с ним и помогать ребенку в его трудностях. Нас часто беспокоит то, что не беспокоит самих детей, – мы им приписываем это беспокойство и дискомфорт. Если ребенку не интересно участвовать в хороводах, но его подвигнуть к этому – счастливее он от этого не станет, как и не станет он от участия в общих играх менее одиноким. Мы пугаем детей и самих себя одиночеством, как проказой. Но лишь в одиночестве происходит все самое главное в нашей жизни. И боимся мы не одиночества как такового, а собственной пустоты, которую в отсутствии других людей и обязанностей нечем прикрыть. Главное, Анна, чтобы ваш ребенок чувствовал себя счастливым.

В вашем конкретном случае важно отделить то, что ребенка мучает, от того, что просто воспринимается им как данность. Если, например, ситуация, когда все начинают дружить против него, мучительна для него, значит, вы должны научить его, как постоять за себя. Он может остаться один, но – даже если так! – с чувством собственного достоинства. Скажу непопулярное (в меня за это полетят камни): ваш мальчик должен уметь драться.

То, что ваш ребенок ладит в общении со сверстниками один на один, скорей всего, является следствием того, что в таком формате с ним общаются по его сценарию, и лишь при численном большинстве иной и общий сценарий перевешивает. Если бы ребенок не мог и не хотел общаться со старшими, я бы сделал вывод, что он не умеет приспосабливаться, слышать других. И тогда налицо была бы серьезная коммуникативная проблема. Но, этого, похоже, нет. И то, что он тянется к более взрослым детям, нормально, скорее всего, и вы общаетесь с ним, как со взрослым… Обязательно научите его что-то делать не по возрасту хорошо: кататься на роликах, велосипеде, садиться на шпагат и пр. Тогда и старшие дети примут его (не без спасительной иронии и подшучивания – ведь успехи младшего по возрасту ранят самолюбие).

И последнее: присмотритесь к себе. Не имеет ли место подобный индивидуализм в вашей собственной жизни? Если да, то насколько успешно вы справляетесь с этим? Спрашивали ли вы сейчас совета для ребенка или неосознанно и в первую очередь для себя?

Моя рекомендация, которая будет уместна при любом варианте ответа: по возможности ищите тот уровень и те условия общения, когда бы вам было комфортно и интересно (например, театральные студии, кружки, секции), а не подкраивайте себя под общие требования.

Денис БУГУЛОВ, детский психолог.

 

Комментарии

- Ответить