Как отучить ребенка от соски?
Ваш малыш подрос, он уже ходит в детский садик, а все никак не может расстаться с соской. Знакомая ситуация для некоторых родителей. Часто так бывает, что детишки, которые умеют говорить и самостоятельно одеваться, напрочь отказываются «оставить в покое» соску. И даже, когда малыш не держит ее во рту, соска непременно должна находиться в поле его зрения. Иначе – крик, слезы и никакого спокойствия. ПОЧЕМУ РЕБЕНОК ДОЛГО СОСЕТ СОСКУ? Многие родители не видят ничего плохого в привычке сосать соску. Ведь этот процесс производит благотворный эффект – успокаивает малыша, способствует лучшему засыпанию, помогает при задержке газов и предупреждает сосание пальцев. Все это так. Однако если дети слишком долго сохраняют «привязанность» к соске – это может отрицательно сказаться на развитии малыша. Гастроэнтерологи предупреждают, что такая затянувшаяся привычка может спровоцировать неправильное пережевывание пищи со всеми вытекающими последствиями. Стоматологи утверждают, что затяжное сосание соски приводит к изменениям в строении полости рта: возникновению неправильного прикуса, появлению кривых зубов, а в отдаленной перспективе ребенок может стать постоянным клиентом логопедов из-за нарушенной дикции. Психологи же в свою очередь говорят, что, во-первых, долгое сохранение этой «невинной» привязанности может привести к появлению других вредных детских привычек и как следствие – к психологической незрелости. А во-вторых, если малыш требует соску, а мама всегда выполняет его настойчивое желание (пусть и после долгих препирательств), то ребенок приходит к пониманию, что можно потребовать от нее еще много чего. Так детишки учатся манипулировать взрослыми. Вдобавок ко всему, доминирующий сосательный рефлекс у подросшего ребенка мешает развитию других видов активности: сосание пустышки как бы отвлекает малыша от внешнего мира и впечатлений об окружающем, так необходимых для его полноценного развития. БРОСАЕМ СОСАТЬ СОСКУ Так, если малыш и в два, и тем более в три года никак не хочет расстаться с соской, не спешите говорить о просто затянувшейся привычке. Этому могут быть более серьезные объяснения. Возможно, пустышка заменяет ребенку какие-то неудовлетворенные жизненно важные для него потребности, скрывает за собой чувство страха, беспокойства, неуверенности. Это может быть и невротическим симптомом. А возможно, малыш просто не хочет взрослеть, поэтому расставание с соской воспринимает как прощание с детством – атмосферой беззаботности и защищенности. Если ребенок уже подрос, ходит в детский сад, но не желает обходиться там без своей «утешительницы», это может означать и то, что соска в саду для него – это частичка дома, спокойствия, безопасности и мамы. В таком случае, можно использовать сначала вместе, а затем и вместо пустышки другие предметы-заменители привычной домашней обстановки. Например, любимую игрушку, мамину фотографию и т.д. Когда ребенок уже повзрослел, можно попробовать прием – «потерять» соску. Взамен старой пустышки – купить ему какой-нибудь «утешительный приз», а на просьбы о новой отвечайте, что он уже слишком большой для соски. Это наступление «взрослости» можно подкрепить еще разрешением «на что-то новое», о чем малыш всегда просил, но ему не разрешали, потому как он был «слишком маленький». Для деток помладше такой прием вряд ли сработает. Тут могут помочь другие средства – все зависит от степени привязанности к соске. Сосательный рефлекс угасает, примерно, после шести месяцев. На смену ему приходят другие сильные эмоции. И вот здесь самое время предложить крохе взамен сосания пустышки новые, гораздо более интересные и полезные развлечения и впечатления. «Прощание» с предметом-другом иногда может быть недолгим и совсем безболезненным, а иногда – затянувшимся, со слезами на глазах, даже с истериками. Но в любом случае станет ошибкой, если вы просто отберете и не будете давать соску ребенку – он будет страдать. Включите терпение и помогите ему «перерасти» такое явление в его жизни, как сосание соски. — осознать необходимость избавления от этой привычки; Елена Белозёрова, дошкольный педагог и практический психолог. |