12Июн
2017
0

Ребенку исполнилось 3 года


«Нам уже три», – с гордостью заявляют родители трехлетнего ребенка на вопрос о возрасте их малыша и слышат в ответ: «Да вы уже совсем взрослые!» Действительно, по сравнению с появившимся на свет комочком, трехлетка уже самостоятельный человечек, который многое умеет. Но очень многому трехлетнему ребенку еще предстоит научиться. И успех зачастую будет зависеть от того, какой опыт ребенок приобрел на предыдущем году жизни. Итак, чего ждать от этого прекрасного детского возраста? Каким предстанет перед вами повзрослевший ребенок в 3 года?

РЕБЕНОК В 3 ГОДА: САМОИДЕНТЕФИКАЦИЯ

Раньше малыш, глядя на свое отражение в зеркале, говорил о себе в третьем лице. Теперь он уже может провозгласить: – «Это Я!» Именно в возрасте 3 лет ребенок начинает осознавать себя как индивидуальность, личность и выделять из всего окружающего мира. Важно научиться общаться теперь с трехлетним малышом на равных, быть к нему внимательнее. Это формирует уверенного в себе человека и помогает избежать возникновения многих комплексов.

Еще в 3 года ребенок очень живо интересуется всем, что с ним связано. Например, собственной тенью или человеком с таким же именем, как у него. И все происходящее вокруг он также пытается соотнести с собой. Так, увидев в мультфильме простудившегося ребенка, карапуз вполне искренне может поинтересоваться: «А я тоже заболею?», – а увидев поезд, спросить: «А я тоже поеду на поезде?»

К трем годам ребенок отчетливо различает, кто он: мальчик или девочка. А представления о поведении, характерном для его пола, детка черпает из наблюдений за родителями, старшими братьями и сестрами.

РЕБЕНОК В 3 ГОДА: СТРЕМЛЕНИЕ К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

Самостоятельность – одна из ярко выраженных особенностей ребенка в 3 года. «Я сам!» – кричит трехлетний малыш и не позволяет вам делать за него то, что он уже умеет. Если часто проявлять нетерпение в подобных ситуациях и спешить сделать все за ребенка, то у него вполне может развиться нерешительность, неуверенность в собственных силах. Дайте крохе пройти этот этап. Пусть он иногда обувает ботинки не на ту ногу или медленно натягивает штанишки. Не надо спешить с помощью. Пусть попробует сам справиться с ситуацией. Проявленная малышом в 3 года настойчивость – ценное приобретение, которое ему пригодится в дальнейшем. Предоставляя ребенку в 3 года право делать самому то, что он может, вы вырабатываете у него ощущение, что он владеет своими мышцами, своими побуждениями, самим собой. Отсюда берет начало чувство готовности к действию, гордости за свои достижения и чувство собственного достоинства.

«КРИЗИС 3-х ЛЕТ»

Как было сказано выше, примерно в возрасте 3-х лет начинается новая «эпоха» в жизни ребенка: он уже понимает свое личное «Я», «отделяет» себя от мамы и требует независимости и самостоятельности. Возросшие потребности малыша уже не могут быть удовлетворены прежним стилем общения с ним. И в знак протеста, отстаивая свое «Я», малыш начинает вести себя «вопреки родителям». Общаться с детьми, которые проходят кризис, очень трудно. Их поведение – непрерывная череда волеизъявлений, которые выражаются в виде бесконечных «хочу-не хочу», «буду-не буду». Важно понять, что это не капризы. Чем строже вы будете вести себя с детьми, тем упрямее и несноснее они будут становиться. Не случайно говорили в древней Индии: «До пяти лет ребенок – ваш царь. С пяти до десяти – ваш слуга. С десяти до пятнадцати – ваш брат, а после – ваш друг или враг в зависимости от того, как вы его воспитали». Наберитесь терпения и пересмотрите тактику общения с повзрослевшим малышом. Ведите себя с ним, как с равным, уступайте в «мелочах», предоставьте как можно больше самостоятельности в тех сферах, где это возможно.

Это очень непростой период и для вас и для ребенка. Когда вам будет особенно тяжело, вспомните, что период кризиса все равно закончится и малыш станет более миролюбивым и покладистым.

Однако, несмотря на все вышесказанное, «трехлетие» вашего крохи может и не ознаменоваться «кризисными явлениями». При правильном понимании особенностей возраста и отношении «буря» может миновать.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА В 3 ГОДА

Упрямство Очень яркая черта этого периода. Порой кажется, что ваше трехлетнее чадо сосредоточило в себе упрямство всех членов семьи вместе взятых и что второго такого упертого ребенка не существует. Психологи этот период так и называют – «первая стадия упрямства» (вторая наступит в возрасте 12–13 лет). Дети в 3 года требуют уважения к себе, своим намерениям и воле. Их упрямство, как правило, и направлено продемонстрировать окружающим, что эта воля у них есть. Такое поведение зачастую выводит родителей из себя. Но наберитесь терпения. Иначе трехлетний малыш еще настойчивее станет проверять, насколько способен оказывать сопротивление вашему «нет». Измените свою реакцию и прижмите упрямого «барашка» к себе – этот период просто нужно терпеливо пережить.

Дружим

К 3 годам малыш становится более общительным, уже хорошо чувствует себя в компании детей. Ему нравится играть со сверстниками, он уже умеет делиться игрушками. Так появляются первые настоящие совместные игры. Тут же возникают и потребности в лидерстве, самоутверждении. Еще в 3 года вначале у девочек, а чуть позже и у мальчиков может встретиться такое явление, как «детский романтизм». Другими словами, самая что ни на есть «первая любовь». Не удивляйтесь, если ваш отпрыск вдруг решит «жениться» на голубоглазой соседке по песочнице. Мило улыбнитесь в ответ.

Новые эмоции

Малыш в 3 года начинает испытывать много новых чувств. Это и радость своим умелым действиям, когда у него что-то получается, и огорчение при неудаче. Трехлетка уже понимает, когда сделал что-то плохо, и ждет похвалы и одобрения за хороший поступок. Кроха в 3 года умеет ревновать, обижаться, сердиться, озорничать и начинает понимать юмор. Свои эмоции он уже может выражать по-разному: взглядом, мимикой, тоном, жестами, выразительными позами. Он сопереживает (если кому-то больно), помогает (если надо помочь), тихо ведет себя (если кто-то спит).

Возраст вопросов

Как правило, дети в 3 года уже хорошо говорят и любят задавать много вопросов. Именно в этом возрасте их называют «почемучками». Ежедневно окружающее вызывает у малыша лавину «почему? для чего? зачем?» Он расспрашивает обо всем, что попадается ему на глаза. Каждый вопрос – это первый шаг к маленькому открытию и последующему познанию мира. Утоляйте информационный голод малыша. В 3 года очень важно много говорить с ребенком, рассказывать об окружающем. Это непременно скажется на его развитии самым лучшим образом. Непосредственные наблюдения – также источник ответов на бесчисленные вопросы и расширение кругозора ребенка.

Развитие познавательных процессов

Именно в 3 года у детей происходит интенсивное развитие интеллекта. И результат во многом будет зависеть от разнообразия окружающей развивающей среды и действий взрослого. Память трехлетнего малыша пока непроизвольна. То есть он не может «по заказу» родителей запомнить что-то. Зато ребенок очень легко «схватывает» ту информацию, которая неоднократно повторяется или вызывает эмоциональные переживания. Внимание уже достаточно развито, но еще не слишком устойчиво. Даже очень захватывающей игрой малыш обычно занимается не больше 10–15 минут. А бывает, что и вовсе не может сосредоточиться даже на 4–5 минут. Пока крохе все еще сложно распределять внимание между несколькими предметами одновременно. Поэтому, собравшись почитать книжку с картинками, вначале рассмотрите иллюстрации с малышом, а потом примитесь за чтение.

Неутомимый деятель

Именно таким является трехлетний ребенок. Он постоянно что-то строит, с удовольствием клеит, лепит, рисует. В то же время он еще не готов выслушивать долгие рассказы о чем-то отвлеченном, чего он не может непосредственно наблюдать. Его мир существует «здесь и сейчас». Он активно исследует и познает то, что попадает ему на глаза и с чем можно практически манипулировать. Кроха в 3 года уже уверенно может подниматься и спускаться по ступенькам, не падает, когда ходит, что доставляет ему огромное удовольствие. Он стал гораздо ловчее: с легкостью собирает пирамидку, может перелить жидкость из одной чашки в другую.

Из «разрушителей» в «творцы»

У ребенка 3 лет активно развиваются воображение и изобретательность. Кастрюля вместо шляпы – разве не оригинально? Это он сам придумал! Не преуменьшайте значение таких «открытий». Именно в 3 года маленький фантазер начинает действовать в воображаемой ситуации, с воображаемыми предметами, играть воображаемые роли. В игре кроха уже способен взять на себя какую-то простую роль («я – водитель автобуса») и действовать в соответствии с имеющимися представлениями о ней. Понемногу у него начинает получаться рисовать. Обязательно поддерживайте первые проявления фантазии и воображения ребенка. На основе их позже будет формироваться творческое мышление.

Говорю и понимаю

Произношение и понимание речи все больше усложняется и развивается. В 3 года, помимо простых предложений («купи машинку»), малыш уже употребляет и сложные (« я хочу, чтобы ты купила мне вон ту большую машинку»). В речи появляются прилагательные и местоимения, предлоги, наречия. Словарный запас к концу 3-го года составляет около 1000 слов. Если родители не теряли зря драгоценного времени, то трехлетний ребенок сможет описать несколькими предложениями любимую игрушку или рассказать о произошедшем позавчера событии.

В 3 года дети уже начинают понимать, что можно делать, а что делать нельзя. Если ребенку стараться объяснять различные поступки, то он скоро начнет сам отличать хорошее поведение от плохого.

Трехлетний малыш пытливо вслушивается в диалог взрослых, переводя взгляд с одного на другого. Ему интересны их разговоры. Любопытный карапуз не только следит за разговором родителей, но и пытается понять ход их мыслей. Что происходит? Просто трехлетний малыш на своем уровне как бы постигает логику поступков и действий взрослых, можно сказать, «учится жить». Вот почему в присутствии ребенка, особенно маленького возраста, не должны происходить семейные конфликты. Родители для крохи – по-прежнему высший образец для подражания.

В течение первых трех лет жизни малыш развивается так быстро, как ни в каком другом возрасте. И очень важно в этот период предоставить ребенку все самое необходимое для полноценного и успешного развития. Не забыв, конечно же, про родительскую любовь и ласку.

Елена Белозерова, дошкольный педагог и практический психолог.

 

Комментарии

- Ответить