12Июн
2017
0

С какого возраста начинать обучение детей?


С какого возраста начинать обучение детей? В разных странах этот вопрос решается по-разному. Согласно данным ЮНЕСКО, обобщившей опыт 204 стран мира, обучение детей в школе с 5 лет начинается в 28 странах, с 6 лет – в 134, что составляет 79,4 процента.

НАЧАЛО ОБУЧЕНИЯ: ВЗГЛЯД В ИСТОРИЮ

Если обратиться к нашей истории, то мы увидим, что двадцать лет назад 93 процента детей в республике начинали учиться в школе с 6 лет. Затем этот показатель по многим причинам стал снижаться. В результате количество шестилеток, которые поступали в школу в 1997/1998 учебном году, снизилось до 43 процентов, при этом данный показатель для школ городской местности составлял 36 процентов, а для сельской – 62,4 процента. На тот период большинство школ городской местности из-за большой наполняемости работали в две смены.

Начиная с 1998/1999 года появилась объективная возможность организовать обучение и воспитание детей 6-летнего возраста на базе дошкольных учреждений, а при отсутствии таких условий в сельской местности – на базе школ. Для данного периода было характерно создание, преимущественно в сельской местности, учебно-педагогических комплексов детский сад – школа, а также дальнейшее развитие системы дошкольного образования.

В настоящее время подготовка детей к обучению в школе ведется в дошкольных учреждениях по программе ”Пралеска“, а для не посещающих дошкольные учреждения – по Программе образовательных услуг для детей шестого года жизни.

В каждом районе создан банк данных о детях 5-летнего возраста, не посещающих дошкольные учреждения, который формируется согласно Положению о порядке организации учета детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 ноября 2006 года № 1493.

Подготовка детей, которые не посещают дошкольные учреждения, к обучению на I ступени общего среднего образования возможна по различным моделям (вариантам). Это кратковременное (на протяжении 1–2 месяцев), но систематическое посещение специальных занятий в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, направленных на обеспечение социализации детей в коллективе ровесников и более взрослых детей, формирование основ готовности к обучению в школе.

В текущем учебном году дети 6-летнего возраста составляют около 85 процентов от количества детей первых классов, что говорит о поддержке родительской общественностью начала обучения детей с 6 лет. При этом большинство первых классов размещено в дошкольных учреждениях.

НАЧАЛО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ

Организация образовательного процесса с учащимися первых классов имеет существенные отличия по сравнению с учащимися последующих классов:
 • они учатся в условиях 5-дневной учебной недели;
 • уроки проводятся только в первую смену;
 • обязательная учебная нагрузка составляет 19 часов в неделю (четыре дня по четыре урока и один день – три);
 • расписание уроков предусматривает чередование учебных предметов, требующих напряженной учебной деятельности, с учебными предметами, в которых преобладает динамический компонент;
 • продолжительность урока – 35 минут;
 • во время урока обязательно проводятся две физкультпаузы;
 • после второго (третьего) урока под руководством учителя ежедневно проводится динамическое занятие на воздухе длительностью не менее 30 минут, заполненное подвижными и спортивными играми и развлечениями;
 • в середине третьей, самой длинной учебной четверти проводятся дополнительные каникулы;
 • учебные принадлежности хранятся в классных помещениях.

Обучение ведется без домашних заданий, доминирующей формой организации образовательного процесса является дидактическая игра и используется не балльная, а только качественная оценка результатов учебной деятельности учащихся.

Оппонентам начала обучения детей с 6 лет следует учесть, что к ухудшению здоровья может привести не возраст начала обучения, а нарушение условий организации обучения и воспитания детей.

Однако не следует забывать, что здоровье человека зависит не только от образа жизни, но и от наследственности, от качества окружающей среды и лишь на одну десятую долю – от медицинского обслуживания. При анализе причин, оказывающих негативное влияние на здоровье детей младшего школьного возраста, ведущие ученые-гигиенисты исходят из концепции многокомпонентности и разнонаправленности воздействия факторов риска на растущий организм. Прежде всего, не следует пренебрегать генетическим предопределением здоровья. Большое значение наследственные факторы имеют и в формировании хронической патологии у ребенка. Ведь в каждой 8-й семье, где есть хронически больной ребенок, то же заболевание отмечено у одного из его родителей. Так и многие нарушения опорно-двигательного аппарата не приобретаются ребенком из-за того, что он спал на неудобной кровати или неправильно сидел за школьной партой, а является чисто наследственной патологией. Медицинские работники считают, что основной причиной возникновения нарушений осанки и сколиозов является недостаточная сформированность у детей пространственно-ориентировочных реакций, и в первую очередь – неустойчивость у них общего центра тяжести тела.

ЭВОЛЮЦИЯ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ

Немаловажным условием физического и психического здоровья является культура здоровья, которая в основном формируется в семье, поскольку она мотивирует и определяет здоровый образ жизни.

В образовательный процесс все шире внедряются здоровьесберегающие технологии, интерактивные методики воспитания и обучения навыкам здорового образа жизни, а также начиная с первого года обучения проводятся занятия по интересам ”Здоровый образ жизни“.

Необходимо отметить, что руководители учреждений образования обязаны строго соблюдать требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в соответствии с «Санитарными правилами и нормами», утвержденными Министерством здравоохранения. В данном документе определен режим работы общеобразовательного учреждения, длительность перерывов между уроками, максимальная допустимая учебная нагрузка на одного ученика, дозировка домашних заданий и другие требования. Органы государственного санитарного надзора осуществляют постоянный контроль соблюдения данных норм.

Обязательная учебная нагрузка в неделю для учащихся 1–4-х классов составляет от 19 до 22 часов, 5–10-х классов – от 24 до 30 часов, 11–12-х – от 30 до 34 часов.

Реформы на уровне общего среднего образования призваны обеспечить опережающее развитие с учетом самых современных требований решать задачи кадрового и научного обеспечения экономики. Сегодня, чтобы обеспечить конкурентоспособность страны, необходимо предъявлять соответствующие требования к выпускнику общеобразовательной школы, его подготовке к жизни и труду.

Нельзя подходить к обучению в школе и подготовке ее выпускника только с позиции опыта старшего поколения. Мы живем в мире динамично развивающихся информационных технологий. Бывает, что даже папа – доктор наук не успевает за своим ”компьютерно-продвинутым“ сыном. Чему и как учить – эта проблема всегда стоит перед обществом. И решать ее мы должны адекватно требованиям времени.

Заместитель Министра образования,
заслуженный учитель Республики Беларусь,
кандидат педагогических наук
Казимир Фарино

 

Комментарии

- Ответить