12Июн
2017
0

Задержка речевого развития у ребенка


Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, а также от воспитания и обучения.

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДРЕЧЕВОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Рассмотрим закономерности предречевого и речевого развития в норме. Период младенческих криков длится от рождения до 2 – 3 месяцев, период гуления – от 2 – 3 до 5 – 6 месяцев, при этом расцвет гуления приходится на 4 – 6 месяцы жизни. Период лепета длится от 5 – 6 до 11 месяцев. Для предупреждения недоразвития речи важное значение имеет стимуляция гуления и лепета. Для того, чтобы малыш гулил и лепетал, нужно, чтобы он был сытым, сухим, теплым, а главное, чтобы он имел эмоциональное общение с взрослым. На фоне радостного оживления все голосовые реакции ребенка становятся выразительными и стойкими, он может гулить до 10 – 15 минут подряд. Для стимуляции гуления малыша укладывают на спину, затем ласковым голосом или пением стараются вызвать гуление. Когда ребенок внимательно всматривается в лицо взрослого, то следует медленно, широко открывая рот, произносить звуки и их сочетания: «а», «агу», «угу». Если ребенок не повторяет этих звуков, то нужно пассивно вырабатывать подражательную реакцию. Например, легко поглаживая губы ребенка, в определенном ритме в момент произнесения взрослым звуков открывать рот ребенка. Занятия по активизации голосовых реакций желательно проводить через 20 – 30 минут после пробуждения.

После 5 месяцев необходимо стимулировать лепет. С этой целью родители произносят слоги: «ба», «па», «ма». При этом слоги произносятся родителями в момент выдоха малыша, а паузы приходятся на момент его вдоха. Ребенок должен подключиться к разговору с взрослым, а тот, в свою очередь, должен поддерживать активность малыша, произнося звуки тише, с частыми паузами, давая крохе возможность слушать себя. Родителям необходимо также знать, что гуление и лепет плохо будут развиваться тогда, когда с ребенком занимаются, а он не может слышать себя или взрослого (например, звучит громкая музыка, шумят дети). В этих случаях ребенок умолкает. Стимуляция лепета имеет большое значение для становления речи. В период лепета происходит соединение отдельных артикуляций в линейную последовательность, что считается существенным механизмом словообразования.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПОСЛЕ 1 ГОДА

В возрасте около 1 года дети начинают произносить относительно чисто первые слова: «мама», «папа», «баба», «на». К 2 годам нормально развивающийся ребенок имеет в запасе 300 – 400 слов. К 3 годам – 1000 – 1100 слов. Однако количество слов ребенка еще не свидетельствует о его речевых возможностях. Важным показателем является развитие грамматической стороны речи. Усвоение грамматического строя речи начинается с 1 года и 3 месяцев. В этот период появляются односложные предложения, типа: «ди» (иди), «бух» (упал).

Второй период развития грамматического строя – это 1 год 10 месяцев и до 3 лет. В это время у ребенка формируются различные грамматические категории, усваиваются флективные отношения, появляются предлоги, союзы, сложные предложения. Таким образом, к 3 годам у ребенка формируется способность свободно общаться с помощью грамотно построенных простых предложений. Задержка речи ребенка должна вызывать тревогу у родителей не тогда, когда у малыша к 2 годам нет речи, а уже в тех случаях, когда запаздывает развитие гуления или оно проявляется мало; когда своевременно нет лепета или первых слов. Чем раньше это будет выявлено, тем легче будет помочь ребенку.

Что же такое фактор риска? Фактор риска – это различные условия внешней среды, биологические и социальные, в большей или меньшей степени способствующие развитию отклонения от нормы. К биологическим факторам риска речевых нарушений относится семейная отягощенность патологиями речи, неблагоприятные факторы, действующие на развивающийся мозг ребенка во внутриутробном периоде или в момент родов или в первые годы жизни. К социально-психологическим факторам относятся психо-травмирующие факторы микросреды: неудовлетворение психических и эмоциональных потребностей, отрыв от родителей, неправильное общение и речевое воспитание. Чтобы предупредить отклонения в развитии речи, родители должны знать не только о закономерностях нормального речевого развития ребенка, но и о сроках и закономерностях нормального психомоторного развития. Важная роль в своевременном формировании речи принадлежит развитию и коррекции мелкой моторики рук. Исследования ученых показывают, что тренировка пальцев рук на 2,5 месяца ускоряет созревание речевых областей коры головного мозга, то есть речевые области формируются под влиянием определенных импульсов от пальцев рук. Работу по тренировке пальцев можно начинать с первых недель жизни ребенка. В этом отношении очень полезен массаж. Например, поглаживание кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью или круговые спиралевидные растирающие движения. Также полезно брать каждый пальчик ребенка по отдельности в свои пальцы, сгибать и разгибать в течение 2 – 3 минут ежедневно.

В период становления речи (от года до трех лет) первые слова малыша носят обобщенно-смысловой характер, то есть одним и тем же словом он обозначает и предметы, и просьбы, и чувства. Поэтому понять малыша можно только в ситуации, в которой происходит его общение со взрослым. Такая речь называется ситуационной. С полутора лет слово приобретает уже обобщенный характер. И на протяжении второго – третьего года жизни происходит значительное накопление словарного запаса. Значение слов становится все более определенным. К началу третьего года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи. Нужно знать и о том, что ближе к году родители должны активно накапливать пассивный словарный запас ребенка, то есть то, что ребенок сказать не может, но на что он может показать. Например: «Покажи, где у куклы глазки».

ПРИЧИНЫ ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Среди причин, провоцирующих задержку речевого развития, можно назвать природовые черепно-мозговые травмы, внутриутробные энцефалиты, менингиты, интоксикацию плода, врожденную отягощенность. Задержки речевого развития у ребенка также могут быть следствием соматического заболевания, вызывающего истощение центральной нервной системы (рахит; нарушение питания, сна; часто повторяющиеся заболевания дыхательных путей).

Также отстают в развитии речи дети, воспитывающиеся в среде с дефектным речевым окружением (когда у родителей присутствуют дефекты речи), либо дети, подвергшиеся ограничению социальных контактов (например, длительная госпитализация).

Кроме того, существуют критические периоды в развитии речи. Первый – это 1 – 2 года, когда формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие, складываются основы коммуникативного поведения. В этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие речевых зон (критический период развития – это возраст 14 – 18 месяцев) и любые неблагоприятные факторы могут отразиться на развитии речи ребенка.

На каждом этапе развития ребенка выделяют ведущий вид деятельности. У ребенка первого года жизни – это эмоционально-положительное общение со взрослым, которое является основой для формирования предпосылок речевого общения. У детей, у которых этот вид деятельности развивается слабо (например, длительная болезнь, недостаточное общение с окружающими) предпосылки речевого развития формируются плохо. И такой ребенок в первые годы жизни может отставать в развитии речи. У ребенка второго года жизни ведущим видом деятельности, который стимулирует развитие речи, является предметно-действенное общение со взрослыми. Только в процессе совместного выполнения предметных действий, ребенок усваивает основное назначение предметов, вырабатывает опыт социального поведения, накапливает необходимый запас знаний, пассивный и активный словарь. Если на этом этапе не происходит смены ведущего вида деятельности, то у малыша также возникает отставание в речевом развитии.

Следует сказать и о том, что для нормального речевого развития малыша необходимо постоянно беседовать с ним: одеваете его, раздеваете, собираетесь на прогулку – все комментируйте. И важно, чтобы мама не просто говорила с ребенком, параллельно занимаясь какими-то своими делами. Нужно оставить все дела и 5 – 10 минут полностью уделить малышу.

Наталья КОСЯК, учитель-логопед, 4-я городская поликлиника.

 

Комментарии

- Ответить